хотя на ББС рашан идишн настрояния более обьективные...
Первые уроки кризиса, или Кукушка и медведь
Пол Рейнолдс
Обозреватель Би-би-си
Хотя война за Южную Осетию еще не закончена, а в другом регионе Грузии, в Абхазии, бои, похоже, разгораются, возможно, тем не менее, вынести первые уроки из кризиса.
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/intern … 553884.stm
Урок 3. Помните про Косово.
Россия была очень недовольна той поддержкой, которую Запад оказывал отделению Косова от Сербии, и предупреждала о последствиях такого шага. То, что произошло в Южной Осетии, может быть одним из этих последствий. Конечно, Россия не утверждает, что в этом кризисе она просто поступает так, как Запад в Косове: ведь ее главным аргументом является идея о невозможности раскола государств без взаимного согласия. Но все ведь знают, что Россия держит в уме именно пример Косова.
Урок 4. Грузию вряд ли примут в НАТО в скором времени.
В апреле Грузии и Украине было отказано в членстве в НАТО, правда, обе страны получили добро на разработку плана действий, который когда-то может завершиться их вступлением в Североатлантический альянс.
Американцы хотели, чтобы обе страны были приняты, но Германия и другие страны-члены выступили против, аргументировав тем, что регион слишком нестабилен, чтобы принять их в НАТО, а в особенности нельзя принимать Грузию, на чьей территории продолжаются конфликты.
Урок 5. Владимир Путин все еще у руля.
Именно Владимир Путин, премьер-министр, а не президент, отправился в Пекин на церемонию открытия Олимпиады, именно он срочно приехал в зону конфликта, чтобы лично руководить ответными действиями России. Его высказывания не оставляли места для компромисса: Россия, заявил он, имеет право вмешаться.
Урок 6. Не позволяйте кукушке охранять гнездо.
Принятое в 1992 году Эдуардом Шеварднадзе решение разрешить ввод в Южную Осетию российских войск в составе миротворческих сил позволило новому правительству России, сильно отличающемуся от ельцинского, постепенно расширить свое влияние и контроль над территорией. России нетрудно было оправдать свое вторжение: достаточно было заявления, что ее граждане не только были в опасности, но и подверглись нападению.
Урок 7. Запад до сих пор не знает, как вести дела с Россией.
На Западе нет единого мнения о том, как поступать в сложившейся ситуации, стали вновь появляться старые аргументы времен холодной войны. Неоконсерваторы во главе с вице-президентом США Диком Чейни (их поддерживает кандидат в президенты от республиканцев Джон Маккейн) видят в Грузии (и Украины) своего рода знаменосца свободы, которого нужно поддержать. Придет время, говорят они, и Россия будет вынуждена измениться, так же как это было с Советским Союзом.
У этого мнения есть противники, например, бывший министр иностранных дел Великобритании Лорд Оуэн, который в воскресенье сказал в интервью Би-би-си, что относиться к России как к Советскому Союзу абсурдно, и что Грузия просчиталась с Южной Осетией и теперь расплачивается за это.
Урок 8. Будут ли европейские границы навсегда неприкосновенны?
Это было одним из правил послевоенной Европы: границы не могут быть изменены, кроме как по взаимному согласию, как, скажем, это было в Чехословакии. Может быть, это правило применялось слишком жестко. И все же правительства, например, грузинское, не хотят расставаться с любой территорией страны, даже если местное население настроено явно враждебно и территория оказалась в составе страны в результате произвольного решения. Советская власть в 1921 году включила Южную Осетию в состав Грузии. Никита Хрущев отдал Крым Украине: станет ли это, однажды, причиной конфликта?
Урок 9. Август - хороший месяц, чтобы приглядеться к альянсам.
В августе 1914 года убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево привело к началу Первой мировой войны. Случилось это потому, что в Европе сформировались альянсы, которые неминуемо стали противодействовать друг другу. Россия поддержала Сербию, Германия поддержала Австрию, Франция поддержала Россию, Британия вступила в войну, когда была оккупирована Бельгия.
Вступление в альянсы не должно быть делом легким или непродуманным. Задумаемся, что было бы, будь Грузия членом НАТО?