Вот Ирина мне пишет: «Юля, не думайте о теории заговоров. В нашей стране действуют только теория бардака». Ирина, я как раз и говорю о теории бардака. Хотела пояснить теорию бардака на примере Приморья. Вообще, глубоко согласна, что 90% самых плохих вещей в мире совершается не из-за злокозненности, а из-за глупости. Или, по крайней мере, последствия злокозненности неотличимы от последствий глупости.
Так вот возьмем Приморье. Четыре отрасли, которые там существуют, – лес, рыба, металлолом, иномарки. Что общего в этих отраслях? Что до них трудно дотянуться государству. Вот в соседнем Китае, за границей, государство поощряет всяческую активность, и там растут небоскребы через границу в Приморье. Получается так, что процветает более-менее только тот бизнес, до которого трудно дотянуться государству. Потому что до экспорта леса государству дотянуться сложнее, чем до того, что происходит внутри территории.
Что происходит в кризис? Экспорт леса с 1 ноября запрещают, точнее – вводят запретительные пошлины на экспорт леса-кругляка. Потому что кто-то сказал премьеру, что если ввести запретительные пошлины на экспорт леса-кругляка, то на местах будет организована деревообработка. Скажите, пожалуйста, кто в Приморье или, допустим, в Чите будет организовывать производство леса на месте, если рядом сидит Ходорковский и видно, чем кончается попытка чего-то организовать. Приходит государство и всё забирает.
Соответственно, экспорт леса останавливается. Пошлины отменяют. Но уже поздно, потому что кризис, нас на рынках никто не ждет. Это такая большая иллюзия, что наш лес расхватают в любой стране мира. Рыночную освободившуюся нишу тут же занимают другие страны.
Дальше запрещают экспорт металлолома, вернее – предписывают весь металлолом, который существует, экспортировать через Петропавловск-Камчатский. Почему через Петропавловск-Камчатский? Почему не через Йошкар-Олу? Потому что с портом Петропавловск-Камчатский с недавних пор связана имя Аркадия Ротенберга, тренера Путина по дзюдо, вот он что-то там пытается наладить. И, соответственно, выходит такое распоряжение, которое имеет возможность пролоббировать человек, близкий к власти. Соответственно, с металлоломом тоже становится плохо.
Дальше останавливается импорт иномарок. Потому что есть «АвтоВАЗ», есть «ГАЗ», они принадлежат людям, которые близки к премьеру Путину, и надо им помочь.
Дальше вводится запрет экспорта рыбы без того, чтобы растаможить ее в российском порту. Можете себе представить, как происходит этот процесс, когда рыбу – теоретически, по крайней мере, – выловленную в море, уже нельзя перегружать сразу на японское суденышко или везти сразу в порт, а сначала надо выгрузить в нашем порту. Если этим заниматься реально, то понятно, что теряешь даже не десятки, а сотни тысяч долларов.
Плюс происходит история с теплоходом «Нью Стар». Напоминаю, что это теплоход китайской компании, который привез в порт в Находку некоторое количество товаров. Выяснилось, что среди них 400 подмоченных тонн риса. Грузополучатель попытался наложить в российском суде арест на теплоход. У него не хватило административного ресурса. Китайский владелец теплохода понял, что происходит, что сейчас он может застрять в российском порту, отдал приказ капитану – срочно уноси ноги. Капитан начал уносить ноги. Грузополучатель как-то договорился с пограничниками. «Нью Стар» в результате потопили, что является по международным меркам… Ну как? Такого не происходит даже где-нибудь в Нигерии.
Плюс существует реальная ситуация с российской таможней. А ситуация с российской таможней выглядит примерно так. Если судно заходит в порт, сделав ремонт в иностранном порту, оно растамаживается как за новые агрегаты. Если судно в российском порту переходит от стенки к стенке причальной, чтобы загрузиться, то это должно оформляться как выход из порта и заход в порт. Если судно приходит в российский порт с иностранной бункеровкой, т.е. человек закупил, где-то гуляя по морям-океанам, себе горючку, себе еду и после этого начинает совершать каботажный рейс, т.е. плывет, допустим, не за границу, а из Архангельска в Мурманск, то вся эта бункеровка должна быть растаможена.
Или вот еще удивительный пример административной глупости. Если судно уходит в иностранный рейс, приходит таможня и проверяет, есть ли в аптечке наркотические средства. И если есть, она их изымает, потому что это, мол, не положено. После этого судно заходит в иностранный порт, туда тоже приходит своя таможня. И если наркотических средств в аптечке нет болеутоляющих, то она штрафует моряков. Так что моряки в основном проносят всю эту фигню у себя контрабандой в карманах.
Всё то, о чем я говорю, есть не продукт одного дня. Это продукт жизнедеятельности поколений чиновников, которые откладывают, как мухи яички, указы в экономику. Это продукт того, что властям наплевать. Были бы доходы от экспорта нефти и газа – а там хоть трава ни расти. А потом зато выступают по телевизору и говорят, что объединенная судостроительная компания, вот мы ее создадим, и будет построено тысяча кораблей. И не совсем понятно, как это соотносится с реальностью. Так что, действительно, во всем, что я описываю, нет заговора, но есть бардак. Собственно, об этом я и говорю.