Коллапс бывает не только транспортный
Московские ремонтники без предупреждения перекрыли путепровод на Ленинградском шоссе, оставив для движения одну полосу из трех, и Ленинградка встала. Из 70 тыс. ежедневных пассажиров, вылетающих из Шереметьево, в аэропорт опоздали практически все, но так как пилоты опоздали тоже, то убытки «Аэрофлота» составили всего 700 млн евро.
В Европе — вулкан, а у нас — Лужков. Или, как заметил Антон Носик, «крайняя форма мосгорблядства».
Свои действия мосгорбляди объяснили необходимостью ремонта обветшавшего путепровода. При этом работы на мосту, как легко могли заметить все стоявшие в пробках, даже не были начаты. Гендиректор Шереметьево Михаил Василенко предположил, что это диверсия мэра Лужкова, который как раз открывает новую очередь аэропорта Внуково. Тому есть некоторые косвенные признаки: а именно, перекрыт был не только путепровод, но и — заодно — съезд с МКАД в сторону области и мост через Ленинградку к Международному шоссе.
Такое падение трех бомб в одну воронку в цивилизованной стране уже было бы достаточным для немедленной потери отечественным Эйяфьятлайокудлем должности мэра.
Впрочем, предположение Василенко опирается на одно неправдоподобное допущение: на то, что амеба умеет думать. Амеба умеет только кушать. Все ее стратегические проблемы возникают не из-за злой воли, а из-за полной неспособности к мыслительному процессу.
Хороший пример — международный свинарник, который по какой-то неведомой мне причине именуется аэропортом Шереметьево и который возглавляет сам г-н Василенко. В свинарнике г-на Василенко движение через границу, имеющее несколько десятков полос (будок), запросто сужается до одной полосы — и пассажиры часами стоят в одну-единственную будку. Следуя логике г-на Василенко, следует предположить, что он делает это нарочно в интересах аэропорта Домодедово, но я лично предположу, что начальники этого Скотского хутора просто относятся к пассажирам как к скоту.
Реакции властей на это происшествие не было б никакой: но тут вмешался лично Путин. После этого чиновники были вынуждены как-то реагировать, и право, лучше б молчали. Заммэра Петр Бирюков увеличил движение еще на одну полосу и объявил: «Считаю, что для транспортного движения двух полос достаточно». Как заметил тот же Бирюков по другому случаю, распорядившись убрать раздражавшие его столики кафе с тротуара на Бронной, «это не Европа, это жопа».
Губернатор Московской области Борис Громов переплюнул саму Марию-Антуанетту. Та, когда ей сообщили, что у французского народа нету хлеба, честно удивилась: «Раз нет хлеба, пусть едят пирожные». Громов заявил: «Надо покупать вертолеты вместо машин — дороги не нужны».
Но всех превзошел вице-премьер РФ Сергей Иванов, которому Путин поручил разобраться с проблемой. «Самое главное, — заявил он, — меня интересует, почему работа была начата в пик перевозок. Почему весной, осенью, зимой не проводились эти работы?»
Это как понять? «Разве можно летом перекрывать дорогу в Шереметьево»? Простите, а зимой можно? А осенью?
....
Человека в июле пырнули ножом. «Разве можно пырять человека ножом в июле?» А в декабре? А в августе?
Я должна открыть вице-премьеру Иванову страшную тайну: аэропорт Шереметьево не единственный аэропорт в мире, дорога к которому пролегает через мосты и развязки.
И вопрос вице-премьера демонстрирует его тотальную профнепригодность и вполне искреннее представление о россиянах как о быдле, которое только летом не должно стоять в пробке: а зимой и осенью пожалуйста.
Вопрос формулируется очень просто: если путепровод нуждается в ремонте с 2000 года, то почему за эти 10 лет не выстроен объезд? Который, учитывая хронические пробки на Ленинградке, и без того необходим. Этот вопрос был бы задан в любой нормальной стране. Чиновники, которые не построили объезд, были б уволены. А если бы выяснилось, что вместо объезда они построили себе виллу, то в некоторых странах — например, в Китае — и расстреляны.
Я всем рекомендую замечательную колонку одного из ведущих российских специалистов по транспорту Михаила Блинкина в gzt.ru, из которой следует, что проблемы Ленинградки а) рукотворны, б) неразрешимы.
Это часто сочетание. Если вы, например, стреляете в голову человеку, то это проблема а) рукотворна, б) увы, непреодолима.
Первое — это вот тот самый вопрос об объезде. Новая дорожная связка в районе аэропорта должна была появиться лет пять-шесть назад. Это рутинная проблема жизнедеятельности города. В ней нет ничего судьбоносного.
Чтобы дети знали грамоте, их надо ей учить. Чтобы в городе не было пробок, надо строить дороги.
Почему господин Бирюков не построил объезда за десять лет? Забыл? Интересно, он не забывает есть? Спать с женой? Чистить зубы? Или он не ел последние десять лет и теперь имеет право прибежать в свой кабинет, схватить секретаршу и начать ее живьем кушать, а на все вопросы с болью в горле кричать: «Вы не понимаете, я не ел последние десять лет!»
Второе. Во всем мире, кроме России и Зимбабве, существует транспортное планирование. Под расширение существующих магистралей закладываются участки земли. Вдоль Ленинградки эти участки были проданы под коммерческие центры. Вместо облегчения трафика — цитирую Блинкина — «мы получили мощные генераторы транспортной нагрузки». Третье: то же самое случилось с землей, зарезервированной под развязки. Она продана московскими властями.
Четвертый вопрос. Лужков строит «большую Ленинградку». Цены заставят Большой адронный коллайдер побледнеть от зависти. Стоимость развязки на «Соколе» составила, например, всего-то 60 млрд рублей. 12 и даже 16 полос движения. «И все это многополосное великолепие приедет в то же бутылочное горлышко Химок» (опять Блинкин).
Именно поэтому приказ Путина оказался бессилен решить проблему пробок на Ленинградке. Все, что смогли сделать чиновники, — это соврать. Открыли еще одну полосу на мосту, закрыли оба съезда на Ленинградку в область, перенесли многочасовую пробку по ту сторону МКАД и отрапортовали, что искомое место чисто.
История с Ленинградкой заставляет задуматься о том, что коллапс путинского режима вполне возможен. И произойдет он по тому же сценарию, что коллапс на Ленинградке: полное отсутствие стратегического планирования, психология «хапка», а потом — очередное мелкое решение мелкого чиновника, оборачивающееся окончательным коллапсом системы.
И тогда — как, собственно, уже и сейчас — никакие окрики Путина «решить проблему» не помогут. Поможет только одно: если поставить посреди пробки танки и шарашить осколочно-фугасными. Но, учитывая природу режима, очень может случиться, что танки просто не доедут из-за того же транспортного коллапса или из-за того, что керосин продали на сторону.