Рекомендую книгу.
суть такова:
Из-за природных особенностей с/х в северных широтах давало мало излишков что затрудняло складывание товарного хозяйства и рост городов. Применялись экстенсивные методы в хозяйстве что требовало большого кол-ва новых земель для растущего населения. На протяжении всей истории России происходила миграция из центральных областей в окраинные - массовое движение на юго-восток.
Этот скудный но чрезвычайно обширный социально-экономический субстрат породил соответствующее государство. Слабая концентрация капитала препятствовала образованию достаточно сильных местных элит способных бросить вызов государю так что монархия не имела естественных врагов. Слабая связанность частей огромной страны относительно слабо заселенной при том также затрудняла организованное сопротивление. В добавок к этому дворянство намеренно ослаблялось тем что имения одному и тому же человеку выдавались в разных частях страны. А также ненамеренно - через дробление поместий между наследникаими, как было принято у помещиков.
По причине хронического дефицита и больших расстояний бюрократия была малочисленна а чтобы это скомпенсировать полномочия её практически были неограничены. Это к вопросу о традиционных коррупции и страдающей правозаконности. Местные чиновники являлись по сути сатрапами - мелкими царьками, как их и называла интеллигенция. Судебная система находилась в зачаточном состоянии до конца 19го века.
В экономике царь являлся главным собственником, вся страна была его собственностью. По этой причине все промыслы были монополией царя, а те кто ими управлял были не хозяевами а менеджерами по сути. Предприятия выполняли госзаказ а их начальники получали то что производилось сверх этого.
Реформы конца 18го века либерализировали экономику в значительной степени после чего в 19 веке ее рост ускорился однако политическая власть оставалась царской привилегией. Рост революционных идей во второй половине 19го века вызвал реакцию в виде создания полицейского государства со всеми его элементами (т.о. можно сказать что полицейское государство - русское изобретение). Это привело к радикализации общества, т.к. любой протест был вне закона.
Цитаты:
Железный занавес в Московии:
Никому не было дано ускользнуть от этой системы. Государственные
границы были наглухо запечатаны. На каждой ведущей за границу столбовой
дороге стояли заставы, поворачивавшие назад путешественников, не имевших
специальных проездных грамот, получить которые можно было, лишь обратившись
с челобитной к царю. Купец, каким-то образом пробравшийся за границу без
такой грамоты, наказывался конфискацией имущества, а родственники его
подвергались пытке, чтобы вынудить у них причину его отъезда, и затем
ссылались в Сибирь. Статьи 3-я и 4-я Главы V Уложения 1649 г
предусматривали, что россиян, уехавших за границу без позволения, а по
возвращении разоблаченных в том по доносу, следовало допросить о причинах
поездки; изобличенные в государственной измене подлежали казни, а уезжавшие
заработать наказывались кнутом. Главной причиной этих драконовских мер было
опасение потерять служилых людей и источник дохода. Опыт показывает, что,
познакомившись с жизнью на чужбине, россияне теряли желание возвращаться на
родину: "Русским людям служить вместе с королевскими людьми нельзя ради их
прелести,- высказывался в XVII в. князь Иван Голицын,- одно лето побывают с
ними на службе, и у нас на другое лето не останется и половины русских
лучших людей, не только что боярских детей, останется кто стар или служить
не захочет, а бедных людей не останется ни один человек"*25. Не забывали,
что из примерно дюжины молодых дворян, посланных Борисом Годуновым на учение
в Англию, Францию и Германию, домой не вернулся ни один.
Экономика Московии:
Московское государство настолько подмяло под себя торговлю и
промышленность, что даже и без дополнительных доказательств должно быть
очевидно, в каких тяжелых условиях приходилось действовать простому русскому
Купцу. Монархия практически навсегда запретила ему торговать наиболее
прибыльными товарами. Стоило ему самостоятельно наткнуться на какоето новое
дело, как корона тут же отбирала его у него, объявляя это дело
государственной монополией.
Дворянская чересполосица:
Рассредоточение поместий и их быстрый переход в новые руки
продолжались на протяжении всего периода империи. Получателям щедрых
пожалований Екатерины II и Павла I поместья давались не в одном месте, а то
там, то сям, точно так же, как в XVI и XVII вв. Вследствие этого даже
крупнейшие состояния представляли собою в России не латифундии, а
совокупность рассеянных имений. У Морозовых, которые, благодаря своим
семейным связям с царствующим домом, сделались в середине XVII в.
богатейшими помещиками страны, было 9 тысяч крестьянских дворов,
разбросанных по 19 губерниям. Обширные поместья, которыми обзавелись на
протяжении XVIII в. благодаря императорским пожалованиям Воронцовы (они
владели 5.711 дворами с 25 тысячами крепостных мужеского пола, живших на 283
тысячах гектарах), были рассеяны по 16 губерниям. То же самое относится и к
состоянию П. Шереметева, которое было в екатерининское царствование
крупнейшим в России: принадлежавшие ему 186 тысяч душ и 1,1 миллиона
гектаров располагались в 17 губерниях.*4 Иными словами, в России не было
слитых вместе владений, достаточно обширных, чтобы обеспечить своим хозяевам
побочный продукт собственности - решающий голос в местной политической
жизни. Российский магнат был подобен современному инвеститору, владеющему
акциями многих компаний, но не имеющему ни в одной из них контрольного
пакета. Еще больше это относилось к средним и мелким землевладельцам. У
беднейших помещиков были наделы пахотной земли в одной или нескольких
деревнях, которыми они владели совместно с другими помещиками. Человеку,
взращенному на западной истории, трудно себе представить, насколько крайние
формы принимало в России дробление имений. Нередко село с 400 - 500 жителей
принадлежало тридцати-сорока помещикам. Сообщают, что в конце XVIII в.
большинство русских деревень принадлежали двум и более помещикам.
Индивидуальное землевладение было тут скорее исключением.5* Гакстгаузену
показали деревню с 260 крестьянами, принадлежавшую 83 владельцам. Такое
положение вещей, между прочим, исключало огораживание и прочие меры,
направленные на модернизацию сельского хозяйства.
О российской бюрократии:
Из отсутствия в России крепкой традиции самоуправления отнюдь не
следует, что в ней существовала традиция бюрократического централизма. До
прихода к власти коммунистического правительства российский бюрократический
аппарат был сравнительно невелик и неэффективен. Развитие бюрократизации
сдерживали такие внушительные препятствия, как обширность страны, сильная
рассредоточенность населения, затруднительность сообщения и (что, может
быть, наиболее важно) недостаток средств. Российские правительства были
вечно стеснены в деньгах и предпочитали тратить все наличные средства на
армию. При Петре I на управление в России, которая уже тогда была самым
пространным государством мира, уходило 135-140 тыс. рублей в год, т. е. от
3% до 4% национального бюджета.*1 Насколько скудна была эта сумма, можно
понять из следующего примера. Порядок, царивший в Ливонии, которую Петр
отвоевал у Швеции, произвел на него такое сильное впечатление, что в 1718 г.
он велел произвести исследование тамошней административной системы.
Исследование показало, что шведское правительство расходовало на управление
провинцией размером тысяч в 50 кв. км столько же денег, сколько российское -
выделяло на управление всей империей площадью свыше 15 миллионов кв. км. Не
пытаясь совершить невозможное и скопировать шведские методы, Петр разрушил
систему управления в Ливонии.
<...>
Порядок управления, существовавший в России до 1917 г., основывался
на своеобразной откупной системе, имевшей мало общего с бюрократическим
централизмом или с самоуправлением. Прототипом ее являлся существовавший в
Московской Руси институт кормления, при котором чиновничеству
предоставлялась по сути дела неограниченная свобода эксплуатировать страну;