Первые индустриализационные и инновационные проекты в СССР начались при Ленине и затем Сталине. В то время к проблеме подходили примерно так-же как в 60-е-70-е в Южной Корее (вернее в Южной Корее все копировалось со сталинской индустриализации): за большие деньги приглашались зарубежные специалисты для
проектирования и руководства строительством капиталоемких предприятий из которых можно было затем качать прибыль. Одновременно вкладывались деньги и в образование населения для эксплуатации этих предприятий. На этом этапе инновационная экономика СССР была построена на исключительно административно-командных принципах.
После войны ситуация изменилась. К тому моменту государство уже имело все необходимые школы для самодостаточного развития. Усложнилась и задача планирования (одно дело когда волевым образом создаешь реплики уже имеющихся образцов производств и бизнесов, и совсем другое дело, когда имеешь дело с чем-то новым чего еще никто не знает). ``Случайным`` образом помогла Холодная Война. Хрущевское руководство усложнило структуру сталинского менеджмента как то: свыше исходил приказ по типу ``нам нужны ракеты``, и объявлялся тендер среди возможных КБ-исполнителей. Инспекция происходила не только на уровне высшего руководства. Сами участники тендеров также проводили инспекцию своих конкурентов. В результате выбирался наиболее дешевый и надежный проект. Т.е. экономика, оставаясь командно-административной усложнилась вобрав в себя некоторые из элементов рыночной (конкуренция+обратная связь). В частности, королев со своими баллистическими решениями обошел проект ``Буря``, который затем был повторен американцами в их челночных проектах. По этому поводу даже сюжет был, где королева пытались обвинять в не честной игре (близость к Хрущеву, своячество). Может быть и так. Однако, дальнейшая печальная судьба шаттлов показала, что ведь Королев оказался прав: результат того тендера сегодня вывел Россию на первое место в мире по коммерческим запускам! Однако едем дальше.
По мере развития ядерного ВПК неожиданно выяснилось, что деньги, потраченные на войну работают и дальше, создавая новые инфраструктурные мощности, которые можно использовать в коммерческих целях. В частности, тратя деньги на эксперименты по созданию легких и тугоплавких материалов для баллистических ракет, эти материалы затем воспроизводились для создания пассажирского скоростного речного транспорта, гражданских самолетов итд. Технологии рассчетов, проводимые по военным заказам метаматиками и матфизиками легли в основу развития оптимизационных методов сокращающих затраты. СССР начинает все это внедрять в практику и даже торговать этим и внутри страны, и на внешнем рынке (главным образом в рамках СЭВ, но и далее тоже). Примерно в то же время до Хрущева, видимо, дошло, что какую высокотехнологичную игрушку не создай, вложив в нее деньги, эти деньги неизбежно создадут что-то еще, что затем можно будет продавать. И пошло: СССР встал на пть создания постиндустриального общества в котором созданный технологичный продукт является вторичным производителем новых рабочих мест.
Имеем. Вторая половина 50-х -- первая половина 80-х: бурный расцвет разного рода ``научных и бытовых игрушек``. Развитие мирного космоса. Дубнинский ускоритель. Шестиметровый телескоп-гигант. Проекты северных городов. Газопроводная сеть. Центральное Отопление. Глубокая добыча и очистка ``грязной нефти``. Поворот сибирских рек итд. Во все эти проекты волевым способом вкачиваются колоссальные средства. Речь там идет даже не о плановой, а скорее ``волеизъявительной`` экономике по единой схеме: идея --> тендер --> выделение (или даже просто печатание) необходимой суммы денег --> реализация. Вложенные деньги тут-же создают
вокруг этих проектов ``внегосплановые`` дочерние прикладные группы и даже институты, большинство из которых после разработки заказанных технологий работают как самостоятельные хозяйственные единицы. Контролировать к тому моменту государственный заказ и все его возможные производные становится на уровне одного госплана не возможно. Поэтому в практику общения между производствами НИИ и КБ водятся хозрасчетные механизмы (кажется при андропове).
В итоге, к 80-ым в области создания техноигрушек в СССР сложилась полноценная конкурентная система, работающая на почти рыночных условиях в рамках которых можно было и ``самореализовываться``. Страна к тому времени (к середине 80-х) уже работала на рыночных механизмах как одна большая корпоративная структура. На личном уровне, конечно, возможности открывать собственное дело не давали. Но на корпоративном уровне ты мог вести собственную тему при условии нахождения внебюджетного финансирования (договора с ВПК или любой другой крупной структурой из, скажем, нефтегазового комплекса: запросто).
С тех пор ГОСПЛАН в этом деле учавствует лишь в виде организации верхнего эшелона которая решала сколько денег спустить на оборонку, сколько на фундаментальную науку. Больше они в нашу деятельность не вмешивались. (Имею ввиду фундаментальную науку + оборонный заказ. Как было в самом оборонном комплексе я не знаю, но не думаю что и там все подряд контролировалось.) К тому времени у ГОСПЛАНА хватало проблем и без нас с убыточными колхозами которые, кстати, жрали денег куда больше чем вся наша кухня взятая вместе с оборонкой. Воистину ``закрома Родины``. Я вообще не знаю, почему в СХ не смогли создать такую же систему как и у нас, но это факт. Если уж кто и разорил страну, то точно не научники с инженерами и военными. В частности, так критикуемый проект ``Буран`` ``cожрал`` у страны не более 10 млрд долларов за 10 лет в то время как пара-тройка областных убыточных колхозов спускала ``закрома родины`` если не больше.
Ну да Бог с этим.
Итого. К моменту развала СССР страна довела ее ХАЙТЕК до полноценной корпоративной рыночной структуры, инновационный потенциал которой строился по схеме:
дорогостящая наукоемкая игрушка --> создание вторичной производственной инфраструктуры вокруг нее --> коммерческий продукт. Причем уже с 60-х решение о том какую научную структуру строить принималось совсем даже не ``СВЕРХУ``. Это, как это не парадоксально, в ЕБН-овское и путинское время все решения идут исключительно ``оттуда``. А тогда большнство предложений (кроме военных), представьте себе, шло ``СНИЗУ``. В частности решение о строительстве 6-м телескопа-гиганта на котором я проработал около 14-и лет. На примере строительства этой ``игрушки`` хочу проиллюстрировать что страна с того получила.
Для того что-бы построить этот, уникальный к тому времени телескоп, необходимо было:
1. создать технологию строительства больших зеркал с низким коэффициентом теплового расширения, чего в СССР тогда не было.
2. Создать технологию больших подшипников с минимальным трением.
3. Создать технологию новых телевизионных приемников с высокой квантовой эффективностью
4. Итд
На выходе мы получили факт, что наши оптические предприятия такие как Лыткарино (изготовление зеркала 6-м телескопа), ГОИ (заказы по дифракционным решеткам), ЛОМО (механика и другая оптика) получили заказ на разработкуи новых технологий с которыми позже вышли на мировой рынок как самостоятельные рыночные единицы. В частности, Лыткарино по тем временам создали новые сорта стекла с низким коэффициентом теплового расширения. Сегодня Лыткарино гонит эту продукцию в массовом порядке на внутренний и внешний рынки (в частности для ЕСО). Их оборот ну наверное миллионами долларов в год исчисляется. Тоже самое ГОИ. ЛОМО вроде бы приказало долго жить, но до 90-х делало много всякого. Совместно с Институтом Телевидения были разработаны российские ЭОПы, которые до сих пор гонятся на весь мир (в частности сегодня в Мексику). В 80-е, 90-е, группой перспективных разработок при 6-м телескопе созданы первые ПЗС с около 90% квантовой эффективностью. Сегодня они производятся для Китая. Думаю что с тех пор и сам 6-м телескоп, и зарплата российских астрономов при нем уже давно окупились от
того вторичного продукта, который дал этот самый 6-м телескоп.
Вот так, Рекс, создается наукоемкий продукт. А не так как проект ``Сколково`` по типу сделаем то, не знай что, главное чтоб бабки ковались. Т.е. начинается все с того, что есть группа профессионалов, в обучение которых государство вложило деньги. И не важно это технологи востребованного на рынке продукта или затратные астрономы. Главное, что есть группа заинтересованных людей (в частности астрономов), которые в состоянии сделать ``наверх`` не абсурдный заказ. Сверху спускаются средства. Эти средства идут на освоение проекта вокруг которого затем организуется новая инфраструктура которая, освоив спущенные деньги начинает
производить что-то свое. И, главное тут, это ``что-то`` не придумывается воспаленным воображением очередного президента-реформатора. А возникает в процессе решения конкретных технологических задач по созданию той или иной игрушки. Вот на каких принципах делались новые технологии в СССР. Тоже самое в ВПК (там в еще бОльшей степени чем у нас).
И вот теперь давайте окончательно посчитаем что сегодня кормит современную Россию и кто есть заказчик всего этого.
А) внешний рынок.
1. Технологии добычи и очистки тяжелой сибирской нефти (проект ``Северных Городов``)
2. Газодобыча и транспортировка (проект ``Северных Городов``)
3. Металлодобыча + металлообработка (Сталинская индустриализация, + проект ``Северных Городов`` + Советский ВПК)
4. Космос (проект мирного космоса + Советский ВПК)
5. Оптико-Механические предприятия ( фундаментальная наука + Советский ВПК)
6. что еще?
Что из вышеперечисленного создано в новой России?
Б) внутренний рынок
все тоже самое что выше +
7. Энергетический комплекс (Сталинская индустриализация)
8. Автопром+грузовой транспорт (Сталинская индустриализация, плюс брежневская реплика Фиата + современные зарубежные линейки)
9. Самолето-, судостроение (Сталинская + Хрущевская индустриализации)
10. Рынок недвижимости (до сих пор по бОльшей части вторичка от хрущевско-брежневских времен).
11. Химическая промышленность, пластики (Сталинская индустриализация, ВПК).
12. текстиль (не знаю точно, ну вероятно это дело в современной России тоже развивается)
13. сервис (некое подобие западных западных аналогов).
14. что еще??
Плюс к этому добавьте систему центрального отопления без которой бОльшая часть из вышеперечисленного была бы в холодной России не рентабельной. Тоже создано не в новой России. Вообще, как видно, кормит сегодня Россию почти исключительно то, что создано при ``не эффективной плановой экономике`` где основная часть сегодняшнего экспорта создано в результате либо критикуемого всеми подряд ВПК, либо ругаемым всеми проектом ``северных городов``, либо в результате ``нерентабельной`` деятельности Федота. Так что вот для чего нужен Федот вместе с ВПК и северными городами.
Однако, с другой стороны, может ли Федота в такой постановке задачи взять на обслуживание Гриша в условиях Новой Экономики чтобы Федот и там продолжал свою успешную деятельность? Ну разве что только если Грише понадобится использовать Федота для создания и подачи НАВЕРХ соответствующего проекта для получения финансирования и дальнейшей работы в деле отмывания денег по этому проекту. Однако в такой постановке вопроса законодательной базы в современной России до сих
пор нет (И НЕ БУДЕТ). Так сегодня может действовать лишь Президент для дальнейшего распила бюджета. Это его личная монополия. Есть комменты?
Дык вот. Если посмотреть, как строится рынок инноваций в США после войны, вы с удивлением обнаружите, что он строится по очень похожей схеме как тогда в СССР. Разница только в том, что в этих всех затратных инновационных проектах есть некая доля частного капитала потому что они там воспитаны в таком духе. Миллиардер после смерти завещает своим детям только какой-то необходимы минимум. Львиную же долю капитала передает либо библиотекам, либо больницам, либо на те же телескопы-гиганты итд. Однако, даже в таких обстоятельствах, главным игрком на поле техноемких инноваций было и остается государство. В СССР капитализация на 100% шла из госказны. Но это уже детали. Способ же рождения инноваций был очень похожим. И уж точно не таким, каким его представляет себе Медведев.
И последнее. Возникает вопрос: если все было так хорошо, то почему все грохнулось? Лично я вижу только две причины. Основная, - прямое предательство сгнившей партийной верхушки. И вторая причина состоит в том, что отладив СССР как большую, самосогласованную корпоративную структуру, заработавшую к началу 80-х на практически капиталистических рельсах, тогдашняя верхушка зачем-то запрещала прямое частное предпринимательство. Я этого до сих пор НЕ ПОНИМАЮ. Разрешили-бы предпринимательство, и решилась бы масса проблем, которые ГОСПЛАН тогда уже не в состоянии был решить. С теми же закромами.
Вот что я думаю на эту тему.
Ну и какие будут комменты, Рекс?