Министр внутренних дел Рашид Нургалиев выдвинул ряд предложений по искоренению порочной практики взяточничества в рядах сотрудников ГИБДД.
Дорожная ситуация в нашей стране с каждым годом принимает все более угрожающие масштабы. Ежегодно на российских дорогах в авариях гибнет огромное количество людей. По словам министра внутренних дел Рашида Нургалиева, российская статистика смертности при ДТП в 2,5 раза выше европейской, притом, что общее количество транспорта в Европе больше российского. Выступая перед верхней палатой российского парламента, министр отметил, что в большинстве случаев виноваты, прежде всего, водители, пренебрегающие дорожными правилами. Однако не менее важны взаимоотношения между водителями и пешеходами и сотрудниками Госавтоинспекции.
Призванные обеспечивать безопасность дорожного движения, сотрудники ГИБДД зачастую сами провоцируют конфликтные ситуации на дорогах. Те негативные отношения, которые сложились между ними и водителями автомобилей, – во многом вина общего бескультурья. Так, по словам министра, в 2007 году более пяти тысяч сотрудников ГИБДД были задержаны по подозрению в вымогательстве. Даже регулярные контрольно-профилактические мероприятия, которые проводит служба собственной безопасности МВД с целью выявить недобросовестных сотрудников, не способны в полной мере искоренить данное явление.
Министр счел должным попрекнуть в данной ситуации и водителей, которые мало того, что ездят с нарушением правил, но и сами инициируют взятки. Вот цитата из выступления министра:
«У нас одна треть страны не платит штрафы, которые выписываются сотрудниками милиции за различные административные правонарушения. Это порождает неверие в неотвратимость наказания и снижает уважение к государственной власти, представителями которой являются сотрудники внутренних дел. Надо прямо сказать, что это приводит к откровенному бардаку на дорогах».
Конечно, «дать» инспектору чаще всего материально выгоднее, чем заплатить высокий штраф. Тем более, что не все штрафы имеют денежный эквивалент. Новшества в административном законодательстве, предусматривающие возможность административного ареста за нарушение ПДД, заставили нерадивых водителей еще более раскошеливаться, а сотрудников ГИБДД - «свинтить наверх» ставки взяток. Последнее, конечно же, не было озвучено в докладе Нургалиева, но это общеизвестный факт.
Так чего же не хватает сотрудникам ГИБДД, чтобы искоренить порочную практику? Одной из причин ставшего привычным положения министр считает низкий профессиональный и общекультурный уровень большинства сотрудников Госавтоинспекции. Выходом может стать комплекс мер, направленных на повышение квалификации сотрудников ГИБДД. Для этого будет восстановлена работа школы по подготовке сотрудников, которая находится в Орловской области (бывшая Орловская специальная средняя школа милиции МВД СССР, которая славилась высоким уровнем подготовки кадров для ГАИ). Кроме этого, в высших учебных заведениях планируется открыть кафедры по безопасности дорожного движения.
Основной целью МВД в борьбе за улучшение сложившейся ситуации Нургалиев видит формирование нового образа сотрудника ГИБДД: достойного, вежливого, честного, принципиального и строгого по отношению к нарушителям. По его словам, требуя соблюдения дисциплины и неукоснительного следования законам от простых водителей, сам представитель ГИБДД должен стать примером для подражания. Высокая профессиональная подготовка, правовая грамотность, общий высокий уровень образования – основные составляющие сотрудника ГИБДД будущего. Немаловажно и участие сотрудников правоохранительных органов в иных проблемных ситуациях, возникающих в процессе осуществления ими своей профессиональной деятельности. Так, они должны оказывать всяческую помощь и содействие гражданам, попавшим в затруднительные ситуации, помогать в меру своих сил, профессиональных и человеческих возможностей. Только таким образом можно изменить сложившееся негативное мнение о сотрудниках МВД в целом и ГИБДД в частности. Насколько это реально, как всегда, покажет время.
Надо отметить, что министр МВД не первый раз обращается к публичному обсуждению данного вопроса. Предложения об улучшении качества и уровня работы сотрудников ГИБДД звучали и ранее. Неудачи в их решении многими связывались с низким уровнем оплаты труда сотрудников правоохранительных органов. Однако сам Нургалиев не единожды подчеркивал, что данные вопросы никак нельзя соотносить. Выбирая путь служения закону, гражданин РФ осознает, что госслужба не только опасна и трудна, но еще и малоуважаема и низкооплачиваема, к большому сожалению. Только комплекс мер материального, правового, и общекультурного характера способен повернуть эту ситуацию в нужное русло.
Сергей Василенков
думаю что здесь в корне не правильный подход к проблеме. дело в том,что в России ГАИ(назову по старому)выполняет контролирующую и карающюю роль на дороге.больше никакой,в других же странах .в частности в США эта служба в первую очередь создана для того,чтоб помогать водителям ,а уж потом контролировать,что же касается карать-то амеровские полицмены дают тикеты только за самые мелкие нарушения,да и то если права без поинтов то предупредительную записку,в большинстве случаев они дают повестку в суд и суд решает чо делать. что же касается помощи водителям,то амеровские полицмэны даже галлон бензина возят с собой на случай если у кого то закончится,ставят запаску .если пробито колесо.по желанию водителя могут вызвать эвакуатор или его самого доставить до ближайшего мотеля или газстэйшен.из этого складывается уважение к их работе.что же касается неоплаченных тикетов,то тут попробуй не оплати,комп все покажет и следующий полицмен,даже двигаясь сзади и не останавливая твою машину,только пробив ее номер на компе уже приготовит наручники,если тикет не оплачен.ну а если уж кто то такой ушлый решит предложить взятку,то тут сразу повестка в суд по статье -неуважение представителя власти и такая судимость будет висеть на сошел секюрити всю жизнь. на нормальную работу уже не устроишься. до тех пор пока в России гаишники будут себя считать в первую очередь карающим органом коррупцию на дороге неискоренить чо бы не придумывали.